Флоренция – Cаратов: пути-дороги Гектора Баракки

Музейная ночь, 15 мая 2021

Ольга СЕМЕНИЩЕВА, Игорь СОРОКИН и другие

Фото Марина КАРАЧАРОВСКАЯ

Сентябрь 2021 года. Саратов, центр города. Художники и помощники-добровольцы открывают «Сувенирню» – художественную мастерскую, призванную служить делу восстановления старинного дома, где в начале XX века жил уроженец Италии Гектор Баракки, стоявший у истоков саратовской школы живописи. В рамках проекта «Гектор Баракки. Сувенирня», поддержанного Фондом президентских грантов, аварийная пристройка к дому – собственно мастерская художника – должна быть разобрана, из ее останков должны быть созданы «памятные частицы», а вырученные от их продажи средства должны поступить в Фонд восстановления дома художника.

Сентябрь 2021 года. Саратов, центр города. Художники и помощники-добровольцы открывают «Сувенирню» – художественную мастерскую, призванную служить делу восстановления старинного дома, где в начале XX века жил уроженец Италии Гектор Баракки, стоявший у истоков саратовской школы живописи. В рамках проекта «Гектор Баракки. Сувенирня», поддержанного Фондом президентских грантов, аварийная пристройка к дому – собственно мастерская художника – должна быть разобрана, из ее останков должны быть созданы памятные частицы», а вырученные от их продажи средства должны поступить в Фонд восстановления дома художника.

Алексей Кашанин, Дмитрий Назимов «Мемориальные доски»

Саратов – настоящая кузница талантов. Нет, наверное, ни одного вида искусства, в котором бы не отличились его уроженцы. Не забудем и науку – саратовцы в разных ее областях совершают важные и нужные открытия. Но также гостеприимный и солнечный город открыт талантам со всего света, и в конце XIX века он приютил художника Гектора Баракки, итальянца. Саратов стал для него второй родиной.

Деревянная флотилия саратовских ледоколов

Неожиданный поворот биографии описывает в книге воспоминаний «Вчера, позавчера» художник Владимир Милашевский. Гектор Баракки, выпускник Миланской Академии, по всей видимости, был корнями из Вероны. Во Флоренции уличный художник ответил согласием на предложение нижегородского купца отправиться работать в Россию. Затея более чем авантюрная, но разве итальянцы боялись когда-то открывать новые миры и страны?

Сделав остановку в Нижнем Новгороде, Баракки попадает в Саратов, где его ждет богатая творческая жизнь: он преподает, занимается живописью, владеет фотоателье, организует Общество любителей изящных искусств. Его воспитанники – те, кто составляет сейчас гордость русского искусства ХХ века: живописцы Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, скульптор Александр Матвеев и другие. Любители искусства знают, что именно в Саратове был открыт первый общедоступный художественный музей в России. И в его создании принимал участие Гектор Баракки. Чем не пример преемственности итальянской художественной традиции на саратовской земле?

Гектор Павлович Баракки

Тогдашние воспитанники Гектора Баракки – сегодня гордость русского искусства: живописцы Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин и другие.

Жил художник в центре, на улице Соляной. История его дома стала типичной для многих других по всей стране. Постройку в советское время занимало несколько семей – здание стало ветшать и рушиться, жильцов в конце концов расселили, программа, в которую попал дом, предполагала его снос. Не будем вдаваться в излишние подробности, главное, что по инициативе неравнодушных саратовцев, музейщиков и краеведов, дом удалось отстоять. Теперь он имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и принадлежит специально созданному Фонду – Фонду восстановления дома Гектора Баракки в Саратове.

За культурные инициативы отвечает Культурный центр «Дом Гектора Баракки». Во главе обеих организаций стоит Игорь Сорокин, первый директор дома-музея Павла Кузнецова в Саратове, куратор многих социокультурных проектов. В 2016 году проект «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города», которым руководил Игорь, нашел точку своего завершения именно в доме Баракки – итогом явилась небольшая книжица «Дом жилой. Соляная, 30» (проект был поддержан благотворительным фондом Владимира Потанина).

«Тёрка», слева направо: Анфим Ханыков, Игорь Сорокин, Максим Веревкин. Август 2021

Под эгидой Культурного центра в 2019 году был успешно реализован ряд проектов: «Археологический раскоп в историческом центре города» с археологическим фестивалем и выставкой «Мед археологии»; «Исследование гулянки» (при поддержке Российского фонда культуры) – проект по возрождению деревянной лодки, символа саратовской Волги.

Друзья Дома Гектора Баракки на фоне «Татьяны», лодки-гулянки

В 2018 и 2019 годах состоялись визиты в Саратов ученого-помолога доктора Изабеллы Далла Раджионе (Перуджа, Италия), специалиста в области «садовой археологии», основателя Фонда Archeologia Arborea. Одна из целей – изучение старинного «Бабушкина сада», некогда принадлежавшего деду художника Павла Кузнецова, воспитанника Гектора Баракки.

Archeologia arborea, антоновские яблоки

В своей лекции во дворе восстанавливаемого дома Изабелла Далла Раджоне рассказала, что основной задачей ее работы является поиск утраченных сортов садовых культур по документам, архивным описаниям, картинам итальянских мастеров XV–XVII веков. Иногда этого недостаточно, и тогда исследования проводят генетики, в настоящий момент в ее питомнике уже несколько сотен старинных сортов с богатой историей.

Изабелла Далла Раджионе в «Бабушкином саду»

Во время последнего приезда Изабеллы появилась идея совместного проекта САРАЙ – ОРАНЖЕРЕЯ – LIMONAIA, в результате которого на месте давно сгоревших сараев в будущем должна быть построена теплица/оранжерея – место для работы с аудиторией круглый год (дом художника находится в стадии затяжной реставрации).

Желание создать в теплице ощущение Италии, откуда прибыл в Саратов художник Гектор Баракки, привело от французского слова «оранжерея» к чисто итальянскому понятию «Limonaia». Это понятие связано с эпохой Возрождения и Флоренцией – лимонайи появились и стали популярны в Италии по мысли Лоренцо Медичи, покровителя искусств.

«Фонтан» Анфима Ханыкова

Все это – и создание двух организаций, и выкуп дома у администрации города, и первые важные шаги в поисках направлений будущей деятельности – стало возможным благодаря поддержке Павла Шестернева, саратовского бизнесмена. Историк по образованию, он увидел в метаниях музейщиков и краеведов зерна, обещающие хорошие всходы на поле исторического возрождения и сохранения наследия.

Бумага Анны Бересневой с «кирпичной пыльцой» и семенами

Лев. Детский рисунок. Кирпич, сажа газовая. Июль 2021

Надеемся, изящная идея создания уголка Флоренции на улице Соляной в Саратове будет рано или поздно воплощена, а пока художники трудятся во благо очередного проекта «Сувенирня».

Предчувствие «Сувенирни». Музейная ночь 2017

На этот раз на просьбу о художественной поддержке откликнулась арт-группа из Ижевска «Творческая Дача» и творческий дуэт «Планетянин» из Москвы. Им не привыкать – очень часто их проекты связаны с арт-утилизацией и работой на музейном поле.

Евгений Гриневич и Наталья Куликова («Планетянин»)

Руины аварийной части дома с их помощью уже превращаются в сувениры и арт-объекты, в том числе, образно связанные с биографией художника Баракки. Например, щит с ведрами и другой противопожарной амуницией напоминает о картине итальянского художника «Пожар Рима», а деревянные кораблики – о старинном волжском транспортном средстве барже-беляне, на которой Баракки прибыл в Саратов.

Студенческие практики

В ход идут и кирпич, и сажа, и известка – для изготовления охры, белой и черной красок. «Мы строим мастерскую сами, на месте сгоревших сараев и используем те материалы, которые сами отваливаются от аварийной пристройки. Мы в буквальном смысле добываем из земли наследие, выбираем его из руин», – комментирует происходящее Игорь Сорокин и призывает горожан и гостей города приобретать произведения «Сувенирни», внося таким образом вклад в реставрацию дома.

Трафареты Романа Постникова: арт-объекты группы «Творческая дача» (Ижевск) на кирпичах мастерской художника. Август 2021

За прошедшие несколько лет участниками и организаторами уже было сделано немало, и наверняка будет еще больше сделано в будущем. Итальянский живописец был бы точно доволен этой творческой активностью. И, наверное, ему бы понравилась идея создать в его доме не музей, но живой и открытый международный культурный центр, островок его родины на волжских берегах.